Nosce te ipsum. Познай самого себя (надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах)

 

Структура  личности. Психотипы.

tl06.1

Рис.1. Структура личности

 

Числа 3 и 4 всегда были символичны для многих народов. Часто в сказках у героя есть три желания, или же он должен выполнить три задания, у всего в мире есть начало-середина - конец(1-2-З), а в христианской символике число три - это Святая Троица. Число же четыре является спутником повседневной жизнь - четыре стороны света, четыре времени года, четыре недели в месяце (а в одном времени года, кстати, три месяца.) Именно по этому числа 3 и 4 лежат в основе моей теории личности. К тому же, они во многом повлияли на мою жизнь - к примеру, я родилась в 4 месяце, а день рождения моего любимого писателя - 3 января (не говоря уж о том, что 3 - мое любимое число). Итак, я делю личность на три части (рис. 1).

Для описания, «наполнения» этих частей понадобятся несколько основных «ролей» (рис.2). Что бы не происходила путаница понятия «роль» как части личности и как типа личности, тип личности назовем «сутью». Их двенадцать - как месяцев в году. Они разделены на четыре группы по три в каждой. Группы названы по четырем Стихиям - Огонь, Вода, Воздух, Земля.

Все «сути» в одной группе объединены какими-то общими качествами.

Ядро личности, часть, которая является истоком всего, - сущность. Сущность - это «суть», которая мотивирует поступки человека, дает общее направление его жизни, фундаментальные понятия относительно бытия. Именно в сущности зарождается отношение к жизни и понятие ее смысла, свои собственные определения счастья и любви.

Следующая часть личности - внутренняя роль. Это то, как человек себя воспринимает, то, чем он себя считает, та «суть», с которой он (наполовину сознательно) себя отождествляет. Здесь формируются его  желания и потребности, проходит осознание своего положения в обществе  (что он есть на самом деле среди других людей), решение нравственно- этических вопросов - что есть благородство, отзывчивость, справедливость.

Третья часть личности входит в непосредственный контакт с социумом  и окружающим миром. Это - внешняя роль. Ее избирает сам человек, это его  стиль жизни, позиция в обществе (чем должны воспринимать его люди) и  стиль общения, бытовые вопросы (выбор работы, распределение досуга).  

Человек полностью контролирует внешнюю роль разумом и может достаточно легко внести свои коррективы. Тогда как сущность, подобно фрейдовскому Id, скрыта глубоко в подсознании. В плоскости подсознания также лежит и какая-то часть внутренней роли. Внутренняя роль как бы  зажата между сущностью и ролью внешней, которые диктуют каждая свое и  стараются «перетянуть» внутреннюю роль на свою сторону, то есть сделать  так, что «суть» их будет одинаковая. Изначально, сущность имеет все же  большее влияние. С точки зрения самого человека, не возможно увидеть  свою сущность, но можно разгадать по ее отражению на внутренней роли. Главная опасность - внешняя роль, отблески которой на внутренней роли  можно принять за отблески сущности. Важно помнить, что окружающим  людям, особенно близким (родственникам, друзьям), «виднее» истинная  внутренняя роль, так что при поиске своей сущности обязательно нужно обратиться к ним за помощью.

Выделяя психотипы (рис.2), я решила использовать расы существ в  эстетике наиболее близкого мне литературного (а теперь и не только)  направления - фэнтези. Большинство названий вызывают более или менее  понятный образ, к которому проще апеллировать. Надо сразу оговориться,  что понятия положительный и отрицательный остаются за границами моей  таблицы. И даже если тролля принято считать чем-то нехорошим, а эльфа  наоборот (хотя в литературе масса примеров обратного), эти существа будут  рассматриваться только как набор некоторых качеств. Собственно говоря,  это и есть «суть» - определенный тип личности, с характерными чертами. 

tl06.20002

tl06.3

Рис.2. "Суть". Таблица ролей-психотипов.

Огонь

Огню свойственна решительность и новаторство. Люди огня - безрассудные бунтари. Они могут, как созидать, так и разрушать. Огонь крайне импульсивен и не выносит бездействия. Дело, за которое берутся люди Огня, делается быстро и с увлечение, если оно того стоит. Мартышкин же труд не переносят. Оказываясь в сложной ситуации, выбираются из нее силой. Вспыльчивы и легко увлекаются, что мешает им трезво оценивать свое положение. Способны на благородные поступки, в чем-то романтичны. «Человек}}.«Человек» всегда стремится оставить след в истории, чтобы потом, после смерти, жить в устах потомков. Тем не менее, их нельзя назвать честолюбивыми. Они отзывчивы и бескорыстны, только потому, что это их принцип. их моральные устои для них закон, и они могут умереть, защищая свое мнение. «Человек» - первопроходец, он не боится нового. В нем преобладают сильные. крайние чувства - самопожертвование и т.п. «Человек» горд, и высоко ценя свое достоинство, не забывает так же относиться к окружающим. Высоко ценит дружбу и верность, более всего презирает слабость, предательство.

Кентавр. Вспыльчивый И агрессивный, кентавр, чуть что, готов броситься в бой. Живет на широкую ногу, берет от жизни все. У кентавра огромная потребность в постоянном действии - нет ничего ужаснее собственной бесполезности. Считает себя выше других по праву сипы, и по этому же праву вершит суд. Кентавры часто физически развиты, но совершенно не склонны к рутинной работе. им легче заниматься тяжелой работой, но не долгое время. Многое им быстро надоедает, поэтому кентавры находятся в постоянном поиске. Крайне самолюбив, а иногда истеричен.

Дракон. Опасное сочетание бытовой мудрости и обидчивости. Зная свою обидчивость, драконы становятся замкнутыми. Войти в доверие дракона крайне сложно, тем более что они склонны к эгоизму. Право сильного они признают первым законом на земле, а потому не считаются с интересами других людей. Дракон стремится сразу ко всему - и создать домашний уют, и карьеру, и нажить богатство. Обычно у него получается что-то одно - всего добиться только силой не возможно. Дракон спокоен и внимателен, и всегда может направить свою силу в правильное русло.

tl06.4

 

Вода

Вода может находиться в любом состояние - хоть в жидком, хоть в твердом, а то и вообще в газообразном. При изменении ее качеств изменяются и свойства - она то упряма и уверенна в своей правоте, то быстро ускользает от ситуации. Время, в котором «живет» эта Стихия - настоящее, но не простое, а продолженное. Это не действие, которое делается ради результата, а действие ради действия. Воду отличает непостоянство и гибкость. Все, кто относится к этой стихии, имеют тонкий ум и хорошо владеют собой. Они очень искусны в деле, которое избрали.

Темный эльф. Одиночка, в ближнем бою ему нет равных. Темные эльфы очень тонко чувствую ситуацию, что помогает быстро найти наиболее удачный выход. Они всегда совершенно владеют своим делом и очень аккуратны. Это придает им уверенности в себе. Для темного эльфа важна награда, которую он получит за выполненную работу, причем плата должна соответствовать качеству выполнения работы - не больше не меньше. Тем не менее, процесс выполнения интересует их больше - чем сложнее дело, тем интереснее его исполнять, а высокая плата за него просто еще одного доказательство ее сложности.

Русалка. Необычайно умна и изворотлива, когда дело касается личного успеха, но легко отступает, когда игра не стоит свеч. Ветрена, но ревнива, расчетлива и уверена в себе. Очень чутко чувствует других людей - их слабости и желания. Когда русалкам что-то нужно - упорно идут к цели, не стесняясь в способах достижения. Умеет нравиться людям, легко знакомится. Заботится о своей внешности, потому что считает это одним из главных преимуществ в достижении своих целей. Честоmoбива, обидчива, практична.

Суккуб. Вся жизнь суккуба - поиск ключика к той или иной душе. Это попытка показать миру свое величие и силу, не обладая никакими талантами (или не развивая их), кроме таланта угадывать тайные желания людей. Суккубов отличает чуткость, тонкое понимание человека. Они изворотливые и гибкие. Открыты всему новому, легко расстаются со старым, будь то привычки, вещи или убеждения и принципы. Суккубы обладают тонким умом и полностью владеют собой. Они непревзойденные актеры. Всегда очень точно ориентируются в ситуации и понимают, какое место в данном раскладе занять.

tl06.5

Воздух

Воздух, проникающий в любую щелку, символ свободы. Людям этой стихии  свойственна открытость и доверчивость. Они позитивны и легко сходятся с людьми, стараясь видеть в них только хорошее. Они незлопамятны и отходчивы. Поскольку их не очень волнует настоящее и прошлое, они забывчивы и невнимательны. Люди Воздуха живут фантазиями, которым не суждено воплотиться в жизнь. Они очень легкомысленны и даже инфаптильны.

Эльф. Элъфы всегда стремятся понять человека, который находится рядом,
изучая его, они ищут только положительные стороны. Они отзывчивы ивнимательны к чужому горю, тогда как своими проблемами не занимаются вовсе. С другой стороны, они крайне невнимательны в бытовом смысле. Из-за того, что эльфы мыслят глобально, они часто бывают погружены в себя, или же витают в облаках. Они неисправимые романтики и идеалисты. Быт их мало занимает, их тяготят обязанности, правила. Эльфы очень не дисциплинированны и легко отвлекаются, им тяжело соблюдать режим.

Фея. Фея позитивна в любой ситуации. Они уверена, что выход найдется, причем найдется сам собой. Легкомысленна и ветрена. Фея добра, но поскольку не может долго концентрироваться на одном деле, то и доброта ее носит избирательный характер. Как только фее что-то надоедает, она тут же это бросает, будь-то игрушка, дело или человек. Фея непредсказуема и вспыльчива, обидчива до крайности, но не злопамятна. Фея - вечный ребенок, причем ребенок капризный. Но феи никогда не способны на настоящее зло и презирают предателей. Все гадости фея делает, подчиняясь минутному желанию, и потом сильно в них раскаивается. Именно минутное желание является ключевым моментом жизни феи.

Сирена. Сирены легко находят подход к людям, но используют это исключительно для развлечения. Они умны, но легкомысленны. Презирают всевозможные правила. Сирены любят быть в центре внимания, но часто и неожиданно бросают свое общество. Они редко слушают собеседника - просто ждут, пока договорит. Имея большой интеллектуальным потенциал, сирены губят его пренебрежительным  отношением к образованию. Все их суждения поверхностны, но зато звучат красиво. 

tl06.6

Земля

Земля - основа всего, прародительница. С ней связанно все устойчивое, крепкое, основательное. Земля - это традиции, семья, дом и достаток. Это спокойствие и трудолюбие. Время, которое является определяющим для этой стихии - прошлое (это, опять же, традиции и институт семьи сложившийся давным-давно, и до сих пор являющийся символом защищенности и благополучия). Три «сути» Земли выше всего ценят свое спокойствие, семью и домашний уют.

Хоббит. Хоббиты живут в уютных норках и любят плотно поужинать. Они миролюбивые и отходчивые. Больше всего ценят домашний уют и спокойствие. Попав в какое-либо место, тут же начинают его обживать. Хоббиты трудолюбивы и гостеприимны, бережливы, но не скупы. Неагрессивные и даже пассивные - они всегда стараются остаться в стороне, не вмешиваться в дела «великих». Даже когда дело касается защиты самого дорого - домашнего очага, они постараются избрать наименее воинственный способ.

Гном. Каменщики, друзья гор, золота и драгоценных камней. Гномы очень ревностно относятся к традициям. Родственные связи, пусть самые запутанные, для них священны. Они трудолюбивы, но это скорее чуть трансформированное упрямство, одна из главных их черт. У гномов есть склонность к рутинной работе, она их успокаивает, как и вид ее результатов. Бережливость гномов часто переходит границы, она может породить скрытность, подозрение к окружающим.

Тролль.Тролли проводят свою жизнь там же, где и их отцы и деды, занимаясь тем же что и их отцы и деды. Они не любят перемен, их быт подчинен четкому графику. Тролли крайне неприхотливы - попадая в некомфортабельное место, вместо того, чтобы подобного хоббитам сделать его уютней, они просто приспосабливаются. Они упрямы, но в отличие от гномов, всегда имеющих причину на упрямство, упрямы просто из принципа. Очень настороженно относятся ко всему новому и предпочитают долгий, но изведанный путь, новому и короткому. В случае конфликта, они не борются, а просто стоят на своем, ожидая, пока противник сам отступит.

tl06.7

 

 

Формирование личности. Происхождение и развитие частей личности

 

 

 

tl06.8

 Рис.3. Формирование личности

 

1. Эмбриональный период - с зачатия до рождения. Личность начинает формироваться еще в утробе матери. Вместе с развитием важнейших органов у малыша зарождается основа его личности - сущность. Значительную, даже ведущую, роль здесь играет наследственность. В этот период формируется стихийная направленность личности.

2. Родительский - с 0 лет до 3-6 лет. Воспитание ребенка до детского сада или начальной школы. В этот период под большим влиянием родителей и наследственности конкретизируется сущность - обретается какая-то определенная «суть». Действия родителей имеют решающее значение, в первую очередь их подсознательное восприятие «сути» своего ребенка, которая на самом деле еще не сформировалась. После этого периода сущность больше не подвергается изменением, а потому искать ее корни надо искать именно в детстве, и главные помощники в этом деле - родители.

3. Фундаментный - с 3-6 лет до 10-11 лет. Если ребенок посещает детский сад, то этот период подразделяется еще на два: закладочный (с 3 до 6-7 лет) и игровой (с 6-7 до 10-11). Сначала, в детском саду, у ребенка закладывается его внутренняя роль (на подсознательном уровне). В этом процессе не маловажна роль воспитателя. Поскольку ребенок еще не умеет управлять своим характером, его сущность «ярче» видна. Далее, в процессе жизни, внутренняя роль в плоскости подсознания может измениться, что, скорее всего, повлечет изменение внешней роли. В игровой период ребенок «примеряет» внешние роли, соразмеряет свои силы. Поэтому я считаю важным звеном в становление личности посещение детского сада. В принципе, без него можно обойтись, и многие родители сами дают детям дошкольное образование. Но стоит помнить, что после 3 лет (то есть когда завершился процесс формирования сущности) родители заканчивают свою деятельность по становлению личности ребенка. И они не могут полностью брать на себя обязанности воспитателя (в плане формирования личности), так как не могу адекватно «видеть» сущность своего ребенка (хотя их представление о сущности ребенка повлияло на саму сущность, это вовсе не значит, что «суть» сущности именно та, что им представлялось). 

4. Период анализа - 10-11 лет. Самый короткий период - он проходит всего за несколько месяцев. В это время ребенок осмысляет себя, копается в том подсознательном, что заложили в него, и формирует вторую часть внутренней роли - уже сознательную.

5. Заключительный - с 11 лет. Выбор и создание внешней роли. Внешняя роль, поскольку лежит в области сознания, может достаточно легко измениться. Внутренняя роль тоже меняется, во-первых, с возрастом - приобретением знаний, опыта. Во-вторых, при каких-то из ряда вон выходящих происшествиях (землетрясение, огромное наследство и т.д.), или кардинальной смене места жительства (скажем, переезд в другой город). И, в-третьих, есть несколько ключевых моментов, в которые происходит пересмотр внутренней и внешней ролей:

  • При переходе в старшие классы
  • При поступлении в ВУЗ
  • После свадьбы
  • После рождения ребенка и т.д.

tl06.9

 

Коммуникация

Коммуникация происходит через третий уровень - внешнюю роль. Тем не менее, начинается она еще на уровне стихий (в сущности). Каждая стихия обладает характерными чертами в общении. Так, скажем, Воздух легко сходится с людьми, но поддерживать долгие отношения для него сложно. Вода тоже тонко чувствует окружающих, но только, когда это нужно для ее выгоды. Земля одинаково дружелюбна ко всем, но доверяет только тем, кто заслужил это доверие. Огонь часто так занят своими проблемами, что не обращает внимания ни на кого, но преданность и помощь от других высоко ценит и платит им тем же.

Кроме того, между собой стихии, по ряду причин могут сходиться очень хорошо (+), не плохо (+1-) и вообще не сходиться (-). Это обусловлено разными взглядами на жизнь.Наиболее приятные союзы - это союзы с Землей. Она успокаивает и остепеняет буйных Огонь и Воздух. Тогда как деятельные Вода и Огонь на дух не переносят легкомысленный и необязательный Воздух.

tl06.10

   Рис.4. Коммуникация среди стихий

Люди, чья «суть» находиться в первой строчке (рис.2), больше других заинтересованы в чужих жизнях. Они относятся к ним с уважением, и готовы принять в них участие. Далее идут люди, которым жизнь ближнего безразлична. Их позиция - сегодня нам по пути, завтра нет - ну и ладно. Последняя группа - потребители, они требуют от других всего, но ничего не хотят отдавать в обмен. 

Разные стихийные группы используют коммуникацию в разных целях. Это также обусловлено основными чертами их характеров. К примеру, для Воздуха общение производиться ради развлечения, как способ провести время. Для Огня это получение новых знаний, возможность взглянуть на мир с другой стороны и как-то использовать в своей деятельности. Вода в общение преследует свои цели, к коммуникации ее подвигает личная выгода. Земля же использует общение отчасти для получения свежей информации, отчасти для развлечения.

Патология.

Первая и самая распространенная проблема, с которой сталкивается человек, это несовместимость «сути» той или иной части личности с «сутью» другой. Поскольку внутренняя роль формируется под огромным давлением сущности, то катастрофически несовместимой с ней быть не может. Небольшое несоответствие «сути» сущности и «сути» внутренней роли так же нормально, как и их соответствие. Другое дело внешняя роль.

Подвергаясь вмешательству извне, часто влиянию общественного мнения, человек подбирает себе внешнюю роль идущую в разрез с внутренней или сущностью. Это приводит в первую очередь к необъяснимой каждодневной усталости, головным болям, неудовлетворенности, раздражительности, иногда, при наличии дополнительных нагрузок (в школьной жизни, например, это экзамены, конец четверти), возможны истерики.

Проблема это бытовая и легко устранимая - стоит только поменять внешнюю роль (что возможно, так как она подвластна сознанию). Для этого нужно проанализировать свои поступки за последние несколько месяцев. Причем, кроме анализа прошлого, понадобиться еще и, хотя бы недельный, анализ настоящего. При анализе прошлого надо рассматривать поступки разного плана - касающиеся социальной жизни, морально-этические и бытовые. Особое внимание стоит обратить на свое поведение дома, в общение с самыми близкими людьми. Скорее всего, оно будет разительно отличатся от поведения в обществе. Начиная анализ настоящего, стоит помнить, что важнейший пункт в нем - фиксирование своих мыслей сразу же после того или иного поступка. То есть, самоанализ, который был произведен в состояние полной свободы внешней роли. Далее следует рассмотреть ту же ситуацию, но по прошествии какого-то времени (даже лучше рассмотреть ее несколько раз - скажем, вечером того же дня, утром следующего, и через 3-4 дня). Это определение внешней роли. Что качается внутренней - можно расспросить родителей или покопаться в воспоминаниях детства. Далее, когда удалось хотя бы примерно определить свою внутреннюю роль, можно подобрать подходящую внешнюю. На самом деле, достаточно определить стихию своей внутренней роли - как правило, «сути» одной стихии хорошо «ладят» внутри человека.

tl06.11

 

 

 

tl06.12

 Рис.5. патология - смещение подсознания (А - неполное, Б - полное)

 Более сложный случай, не подвергающийся самолечению – смещение подсознания  (рис.5). Смещение может быть в человеке от рождения, и в этом случае, это результат плохой наследственности. Чаще всего смещение - следствие какого- либо сильного потрясения в детстве, в родительском периоде (например, сильное стихийное бедствие). Кроме того, причиной смещения может быть неправильное воспитание в возрасте с 0 до 3 лет. При неполном смещении, подсознание полностью захватывает внутреннюю роль, таким образом, соединяя ее с сущностью. Это приводит к тому, что человек создает внешнюю роль, не имея никакой отправной точки в сознании. Внутренняя роль может сильно отличатся от внешней, что вызовет те же последствия, что и при обычной несовместимости. За тем исключением, что поскольку корень проблемы не лежит в области сознания, решить ее без вмешательства врача не возможно. С другой стороны, если внешняя роль не конфликтует с сущностью, человеку помощь не нужна. В таком случае, из-за близости сущности к разумной и внешней части личности, человек становиться неординарным поэтом, художником, актером и т.п. Полное смещение - клинический случай. Подсознание разрастается на всю плоскость личности. Человек полностью асоциален, погружен в свой мир, не способен заботиться о себе. Полное смещение под познания возможно любом возрасте от сильных потрясений. Больше всего ему подвержены люди с неполным смещением и люди с сущностями фей и кентавров.

tl06.13

 

 А в заключение...

 

tl06.14

 

 

Елена Л., 2008 г.

 

 

.

 

Расскажи другим - отправь в