Психология цвета в рекламе

 

 

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда  привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей  между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

- вызывают психологическую реакцию:

- подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

- имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные  оптические раздражители;

- прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;

- «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует  определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных  решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель - привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим  экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие
рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех  чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75 испытуемых
отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85 испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым  ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой  коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой - слабый.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации,  вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет
означает или символизирует:

- красный: в Америке - любовь, в Китае - доброту, праздник, удачу, в России -  высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь;

- желтый: в Америке - процветание, в России - солнечность и разлуку; в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие, в Бразилии - отчаяние;

- зеленый: в Америке - надежду, в Китае - роскошную жизнь, в Индии - мир и надежду;

- голубой: в Америке - веру, в Индии - правдивость, в Китае - один из траурных цветов;

- синий: в России - ночной покой;

- фиолетовый: в Индии - печаль и утешение, в Бразилии - печаль;

- белый: в Америке - чистarу и мир, в Китае - подлость, опасность, траур: в Европе - молодость;

- черный: в Америке - символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае -  честность.

Наиболее популярны цвета:

- красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;

- оранжевый: в Голландии;

- желтый: в Китае;

- зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;

- голубой: в Индии;

- белый: в Мексике;

- коричневый: в Болгарии.

Огромное внимание изучению влияния цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет  вызывает у человека вполне определенные эмоции, Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе. Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их «функциональности». В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.

В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду - нежелательное, С точки зрения  психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый,  сине-фиолетовый и рубиновый цвета. Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %):

сине-фиолетовый - 100;

темно-синий - 90;

бирюзовый - 85;

интенсивно-лимонный - 60;

черный - 47;

темно-фиолетовый - 42;

желтый - 22;

голубой - 17,5;

синий -14,5;

коричневый - 9,5;

рубиновый - 7,5;

красно-розовый - 3,5.

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые
медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

-Красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет,
и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или
серым;

- Оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как
дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное
оборудование и т.п.;

- Желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушения психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым.

- Теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;

- Светло-желтый (лимонный); холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;

- Золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;

- Зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам
по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому должен использоваться в сочетании с белым или СИНИМ;

- Голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;

- Синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;

- Фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, «примиряет» чувства между собой. Фиолетовый выбирают люди, жизни которых наблюдается период неустойчивости;

- Белый: символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение" его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым,

- Коричневый; вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие
ничего менять (консервативные) ;

- Черный: символизирует изящество;

- Розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;

- Светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золотистым. Свежесть - холодными цветами:
желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого - для продуктов моря, коричневого - для керамики, «смелых
цветов (оранжевого, например) - для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного - для ювелирных изделий.

Собственно цветная реклама привлекает на 500/0 больше внимания, чем чёрно-белая, однако, обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсни, т.е. импульса, обращенного наружу.

Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.

Символика цвета в рекламе

Красный цвет символизирует силу воли, активность, агрессивность. В этом цвете звучат сексуальные обертона. Красный цвет особенно привлекает молодежь. Он ассоциируется с сигаретами "Мальборо", широко используется в рекламе косметических и парфюмерных фирм, в частности фирмы "Revlon". В то же время красный цвет не подходит для рекламы, нацеленной на старшее поколение, прежде всего, из-за своей агрессивности.

Синий цвет ассоциируется с пассивностью, чувствительностью и спокойствием.  Он обычно применяется в "романтической" рекламе. В сочетании с белым цветом он вызывает ассоциации с морем, яхтой, свежим ветром и свободой.

Серый  - цвет умеренности и солидности.

Бордовый  - цвет умеренности и солидности.

Черный  - классический, "стильный" цвет. Стоит вспомнить "черное платье от ChaneI" или рекламу английских сигарет "John Player Special". В то же время для старшего поколения черный цвет ассоциируется с бесцветностью и, мягко говоря, с безжизненностью. Сочетание черного с белым вызывает у потребителя мистическое чувство, ассоциируется с таинственностью и загадочностью.

Зеленый - цвет природы, естественности. Его, как и другие "природные" цвета - голубой, белый и даже коричневый, - нередко используют в рекламе продуктов питания.

Желтый  - очень хорошо запоминается, поэтому его широко используют в плакатах, в щитовой рекламе. для усиления восприятия к желтому цвету добавляют контрастный - черный. Такое сочетание вызывает неосознанное чувство тревоги, опасности, ассоциируется со змеями, пчелами, осами и другими малоприятными существами. Это обостряет восприятие рекламного обращения.

Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой.

Ольга К.

Расскажи другим - отправь в